В России в рамках борьбы с коррупцией готовится реестр коррупционноёмких должностей. Об этом сегодня рассказал министр юстиции страны Александр Коновалов. Его интервью опубликовано в "Российской газете".
Над составлением списка наиболее поддающихся влиянию коррупции должностей работают эксперты. При определении взяткоопасных должностей эксперты будут руководствоваться прежде всего двумя моментами. Первый - это реальная возможность должностного лица решать что-либо по своему усмотрению без контроля извне. Второй - "актуальность госуслуги, определяющая "цену вопроса", и соответственно потенциальную коррупционноемкость".
Глава Минюста рассказал, что в его ведомстве ведется работа над ведомственной антикоррупционной программой. Рейтинг взяткоопасных мест составляется именно в её рамках.
О человеческом факторе
Коновалов считает, что для борьбы с привычной для страны коррупцией нужно подходить к проблеме комплексно. В том числе "необходимо развивать новейшие управленческие технологии, которые сведут к минимуму так называемый человеческий фактор". Глава Минюста считает: "Не секрет - взятки дают либо те, кто сам нарушил закон, либо - кто хочет ускорить предусмотренную законом процедуру или обойти ее. Для них коррупция - способ решить свои проблемы. Они сами оказывают давление на госаппарат, ищут слабые участки, где можно продавить с помощью взятки свои интересы. Другой вид взяточничества - откровенное вымогательство, когда свои законные и обязательные действия чиновник обуславливает выплатой вознаграждения. Это наиболее радикальная форма взяточничества, с которой надо наиболее жестко бороться. Если же в госаппарате число продавливаемых с помощью коррупции участков сведется к минимуму, то и граждане отвыкнут решать свои проблемы с помощью взяток".
Начать с себя
Минюст, по словам своего шефа, начнет с себя: "У себя в ведомстве мы планируем переход на электронные торги при закупке имущества для госнужд. Минюст также планирует ввести электронный документооборот, когда каждое решение фиксируется на сервере и отслеживается руководством. Все действия чиновников будут прозрачны и подконтрольны.
Думаю, будут востребованы инновационные механизмы контакта с потребителями госуслуг. Например, Минюст планирует принимать отчеты от неправительственных организаций по сети интернет. Формы отчетности будут установлены в современном компактном содержательном варианте. Кстати, проекты административных регламентов по регистрации неправительственных организаций уже опубликованы на сайте Минюста для общественного обсуждения".
В будущем не исключается, что жалобы на действия чиновников в Министерстве юстиции будут принимать и по интернету.
В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции, министерство юстиции будет обеспечивать со следующего года антикоррупционную экспертизу всех законопроектов федерального уровня, которые будут проходить через соответствующие инстанции и поступать в российский парламент. Такую практику планируется постепенно распространять и на регионы.
О контроле за имуществом чиновников и их родственников
Министр Коновалов рассказал изданию, что проблема определения круга родственников чиновников вызывает серьезные дискуссии. Еще не окончательно решено, как определить круг родственников. Не исключено, что в ходе чтений в Госдуме вариант претерпит изменения, и список родни будет расширен.
Однако министр не уверен, что это поможет на 100 процентов. По его мнению, "недобросовестный человек всегда может найти дальнего родственника или какое-то доверенное лицо, на кого он сможет фиктивно зарегистрировать недвижимость, дорогой автомобиль. Нельзя же доходить до абсурда и включать в перечень всех друзей, одноклассников, знакомых. Считаю, что наряду с установлением жестких требований по декларированию доходов и имущества важно развивать институт признания сделок ничтожными...
Часто недобросовестные чиновники заключают мнимые сделки, когда юридически собственником значится одно лицо, а фактически им владеет совершенно другой человек. Существует механизм признания таких сделок недействительными, то есть ничтожными. Пока судебная практика с большим трудом принимает такие решения. Доказывание - серьезный процесс. Если заниматься им, то надо использовать в том числе и оперативно-разыскные методы".
Однако это уже не дело Минюста, а полномочия правоохранительных органов. "Они с помощью, в том числе оперативно-разыскных методов могут найти и доказать, например, что дом за границей принадлежит не юридическому владельцу, а конкретному высокопоставленному лицу. Этот путь более сложный, но и более продуктивный. Он позволит выбить экономическую базу коррупции", - считает Коновалов.
Напомним, что борьба с коррупцией была заявлена новым президентом России Дмитрием Медведевым как одно из основных направлений развития страны. Медведев, юрист по образованию, предложил разработать Национальный план действий по борьбе с коррупцией.
В целях создания системы противодействия коррупции в России и устранения причин, ее порождающих, Медведев постановил образовать Совет при президенте РФ по противодействию коррупции. Председателем Совета был назначен руководитель президентской администрации Сергей Нарышкин. Этому Совету и было поручено координировать работу по подготовке антикоррупционного плана, важной частью которого стали поправки в законодательство .
Проект закона "О противодействии коррупции" - базовый в пакете из четырех президентских законопроектов - был внесен в Думу президентом 3 октября этого года .
В пакет входит закон "О противодействии коррупции", в котором содержится определение коррупции и коррупционного правонарушения, прописан порядок уголовного преследования за него. Также в пакете - законопроект, вносящий поправки в закон о правительстве РФ, и еще два закона, вносящие изменения и поправки в 25 действующих федеральных законов, касающихся работы милиции, судов, госорганов и т. д.
В соответствии с законопроектом вводится система мер, направленных на борьбу с коррупцией.
Госдума приняла его в первом чтении в начале ноября.
"Коррупция" трактуется в новом законе как "злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами".
Между тем, уровень коррупции в России растет. Об этом свидетельствуют опубликованные в конце сентября результаты очередного исследования, проведенного международной неправительственной организацией Трансперенси Интернешнл (Transparency International).
По данным Transparency International, в рейтинге коррумпированности Россия занимает 147-е место из 180.
Опросы, как сообщается на сайте российского отделения организации, проводятся среди экспертов и в деловых кругах. На основе этих опросов и составляется так называемый Индекс Восприятия Коррупции (ИВК). Оценки – от 0 до 10 баллов, причем ноль обозначает самый высокий уровень коррупции, а десятка – самый низкий. Россия "заработала" индекс 2,1 – ниже страна не опускалась за последние восемь лет.
Самые высшие оценки, свидетельствующие о наинизшем уровне коррупции (9,3), получили Дания, Швеция и Новая Зеландия. Сразу за ними расположился Сингапур (9,2). А на последнем, 180-ом месте – Сомали (1,0), чуть лучше обстоят дела в Ираке и Мьянме (по 1,3 балла). Место России – ближе к концу списка: 147-е (мы делим его с с Сирией, Бангладеш и Кенией). В прошлом году место было все-таки 143-е.
Хуже, чем в России, обстоят дела лишь в нескольких бывших советских республиках: в Белоруссии (2,0), Азербайджане (1,9), Узбекистане, Туркменистане и Киргизии (по 1,8).
Незадолго до этого рейтинга были опубликованы и данные исследования ВЦИОМ, посвященного распространенности коррупции в российском обществе. Выяснилось, что 74 процента россиян оценивают степень распространения коррупции как «высокую» или «очень высокую» (соответственно 44 и 30 процентов). Только 19 процентов опрошенных посчитали ее «средней», лишь 1 процент - «низкой». При этом никто не сказал, что коррупции в России нет совсем. (http://www.izbrannoe.ru/50818.html)